Алексей Филиппов: Древо жизни - древо творчества

Живопись Алексея Паршкова влечет к себе звучной открытостью цвета, его пульсирующей активностью, в которой проявляется особенный характер порой неистового южного солнца. Но в работах мастера нет прямой имитации природных форм и отношений. Они несут в себе художественное обобщение жизни, основанное на глубоком символическом ее восприятии и истолковании, покоящееся на любви к родной земле.

К осознанию своей взаимосвязи с корнями мастер пришел через личный опыт. Окончив в 1978 году Московский художественный институт им. В.И. Сурикова и вернувшись на родину, Алексей Паршков поселился в станице Старокорсунской. Вот уже более тридцати лет он черпает здесь вдохновение для творчества, постигая высшее единство и красоту крестьянской жизни, природного и предметного мира.

В работах Алексея Паршкова представлена вся полнота бытия, что сказывается в жанровом многообразии его полотен. Это и натюрморты, и пейзажи, и сюжетные картины от простых парных до сложных многофигурных построений. Композиции, в которых представлен один персонаж, можно было бы отнести к жанру портрета, но едва ли это так. Индивидуальность мало интересует художника. Его герои типизованы, их взаимоотношения друг с другом и с окружающим миром отражают общие ситуации, что проявляется в бесконечно варьируемой повторяемости сюжетов. Свадьба, радость материнства, преемственность поколений, совместная трапеза, совместный отдых, музицирование, созерцание природы и наслаждение общением с нею, любовное влечение – вот круг тем, охваченных творчеством Алексея Паршкова. В их подборе есть стройность, лад, продиктованные почвенностью крестьянской жизни, ее согласием с природными ритмами, ее извечностью, изначальностью, уходящей в толщу веков, и живой, дышащей одновременно.

Не случайно во многих произведениях мастера присутствует изображение дерева, зримой или мысленной оси, связывающей безграничность неба с земной твердью. Это древний символ, воплощающий для художника мысль об органическом единстве бытия, его космичности.

Свидетельствуя о высших принципах мироустройства, работы Алексея Паршкова возвращают зрителя к первоосновам жизни, помогают заново открыть ее мудрую простоту, о которой необходимо снова и снова напоминать оторванному от земли и неба многодельному и спешащему городскому человеку. В них есть утверждение красоты и радости, они располагают к душевному отдохновению, в котором обретаются сила и твердость, уводят от насущной конкретности, возвращая к истокам.

Творчество Алексея Паршкова самобытно, что не исключает его созвучности классическим явлениям мировой и отечественной живописи. Среди них следует упомянуть течения рубежа XIX – XX веков и начала XX века, прежде всего, французских художников группы «Наби» и фовистов, самыми яркими среди которых были Пьер Боннар и Анри Матисс. В отечественном искусстве можно выделить Бориса Кустодиева с его цветовой «почвенностью», крестьянские работы Натальи Гончаровой, произведения Татьяны Мавриной и Владимира Лебедева конца 20 – начала 30-х годов.

Алексей Паршков – живописец-философ, который помог многим кубанским художникам обрести собственное видение. Он сумел прочувствовать и выразить типическое своеобразие Кубани, ее земли и населяющих ее простых людей, открыл ее «мифологию». Древо общей жизни стало для него древом творчества – живым, развивающимся и обещающим новые плоды.

Алексей Филиппов,

кандидат искусствоведения,

член Общероссийской общественной организации

историков искусства и художественных критиков (АИС)