Ващенко Иван Иванович: Земля заповедная

Творчество заслуженного художника России Алексея Андреевича Паршкова, во многом определившее своеобразие современного изобразительного искусства Кубани, отличает яркая зрелищность, создаваемая, прежде всего, цветом, который не только лепит форму, наделяя ее психологической нагрузкой; с помощью цвета выражается большее – особый философский подтекст бытия, его структурные первоосновы. Живописные образы Паршкова далеки от традиционной натурной этюдности и «вторичности» современного постмодернизма, от фотореализма эпохи цифровых технологий и абстрактного формотворчества. Их сутью является своеобразное «умозрение в красках».

Алексей Паршков родился 5 августа 1947 года в городе Кропоткин Краснодарского края. У Паршкова фундаментальное профессиональное образование. Учеба в Краснодарском художественном училище дала необходимую «школу», а дипломная работа была признана лучшей на краевой выставке студенческих работ. Профессора графического факультета Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, помогли развиться его творческому потенциалу. Работа в творческих группах на Сенеже, и других домах творчества Союза художников способствовала доведению потенциала до профессионального мастерства: за серию графических листов на кубанскую тематику молодой художник был награжден Дипломом 1степени Академии художеств СССР.

В огромном культурном слое мирового искусства художник отыскивает необходимые ему для становления «искры цветового неистовства» от новгородской иконописи до фовизма французской школы. Среди его «отцов предтечей» художники философского склада Феофан Грек, Питер Брейгель Старший (Мужицкий), Михаил Врубель и сумрачный нонконформист Евгений Цей. Но любое внешнее влияние, чужая «искушенность» опосредованы незаурядностью художника, собственным колористическим и философским видением мира. Паршков наделен редким декоративным даром, которому под силу не только станковая живопись, но и, можно предположить, масштабные стенные росписи.

Алексей Паршков, поселившись в казачьей станице Старокорсунской, строит мастерскую среди трудного крестьянского быта и делает патриархальный «микрокосм», похожий на забытый остров, неисчерпаемым источником вдохновения – центром своей художнической экзистенции. Его творческая тематика соотносится с годовой и жизненной цикличностью народной жизни, с преобладанием в картинах хорового начала: сбора урожая, осенних свадеб, семейных трапез и негромких песен.

Паршковские натюрморты и интерьеры состоят из предметов, которые воспринимаются как извечные крестьянские архетипы: незамысловатые плоды и фрукты на фоне невыгорающего кубанского неба, летние печки – кабыцы, беленые колодцы, мазанковые «рукотворные» стены с иконами и фотографиями предков, ситцевыми занавесками и рушниками. Художнику, однако, чужда этнографическая достоверность, его «негероические» герои типизированы. Семья как смысл мироздания «обставляется» на картинной плоскости привычными символами: яблоней – священным древом, лестницей – символом восхождения и колодцем – отражением глубины бытия. Часто в центре композиции старик с краюхой хлеба, как глава рода, рядом у большого стола со скатертью, которая расшита оберегами, старуха с яблоками в фартуке, как античная богиня плодородия Помона, их сын, кряжистый, словно вросший в землю, молодая женщина с ребенком и мальчик с петухом или флейтой. Они словно прощаются с нами под лучами заходящего солнца, как уходят со сцены актеры грандиозного спектакля.

Алексей Паршков является апологетом «мужской цивилизации», организующего мужского начала в окружающей жизни. Художник часто на своих картинах изображает три поколения мужчин в их неразрывной связи, та исконная крестьянская традиция, когда дела делались «всем миром» и которая подвергалась в XX веке самым чудовищным вивисекциям. Они основа семьи, состоящей из нескольких живущих в ладу поколений, почти невозможное явление в современной российской жизни. Но все-таки самой сокровенной доминантой творчества известного кубанского художника является женщина, иногда конкретизированная, портретная, но чаще «мифологизированная». Она его последняя надежда в поисках гармонии с равнодушным миром, трактованная с эмоциональной тонкостью и колористической щедростью.

Произведения заслуженного художника России Алексея Андреевича Паршкова, став яркой и своеобразной «визитной карточкой» Кубани, экспонировались во многих странах Европы, «разлетевшись» по миру, они вошли в музейные собрания и частные коллекции, в том числе в фонды Государственной Третьяковской галереи. Графические листы и картины художника стали подлинным открытием 2005 года в серии персональных выставок в Москве.

Ващенко Иван Иванович

эксперт по художественным ценностям 

Министерства культуры Краснодарского края.