Ольга Бурякова: Голос разума и сердца

Несколько беспомощных слов о художнике Алексее Паршкове

Тот, кто испытал настоящую любовь, знает, как редко это чувство совпадает с понятием «блаженство» и становится синонимом «счастья». И не важно, какого рода любовь – к женщине или мужчине, к собственному ребенку, родителям, родине или вообще ко всему миру, к искусству, к Богу – все равно, ее вечные спутники – боль, тревога и скорбь. Любовь – это крест, на котором распята чувствительная отзывчивая душа.

Глядя на картины Алексея Паршкова, понимаешь это с пугающей ясностью, хотя вряд ли художник ставит себе эту задачу – испугать. Скорей, он и сам не знает, как глубоко проникающе действуют его работы на впечатлительного зрителя, на зрителя, ищущего в искусстве хотя бы искорку смысла, опору для своего шаткого существования. Хотя, «я ничего никому не обещаю и не даю определений… каждый человек свободен мучиться своими вопросами и проблемами» – это его слова, Паршкова. Кому-то они покажутся жестокими, но он прав. Хотя бы потому, что каждый человек имеет право на собственное мировоззрение, и обязан быть, прежде всего, самим собой.

Алексей Паршков доказывает это утверждение хотя бы тем, что, будучи выпускником Суриковского института, а, следовательно, имеющий опыт существования в «большой жизни», он сознательно уходит от суеты и поселяется в деревне. Подальше от пафосных «тусовок», массовой возни и многословия. Ближе к простым человеческим отношениям, или, как это принято говорить, «к земле». Но это не значит, что художник таким образом отстраняет себя от остального от мира, просто он убежден, что, при определенном жизненном опыте, не нужно иметь слишком много, чтобы реализовать свои претензии.

Как всякий настоящий художник, Алексей Паршков имеет собственный пластический язык, свое отношение к цвету. Хотя в его работах ясно прослеживается влияние великих имен, таких, как Гоген, Сезанн или Матисс, его метод – не слепое подражание гениям, а особая связь, диалог с родственными душами.

Свой взгляд на цветовое содержание картины Паршков выражает при помощи созданной им схемы, так как убежден – для того, «чтобы освободиться и быть независимым, важно создать свою структуру, приближающуюся к универсуму, замыкающую все разнообразие фактов, информации в самых разных областях». И никакого колебания, предельная уверенность в себе.

Можно долго рассуждать о философии творчества отдельно взятого художника, разбирать его на составляющие, обобщать и констатировать. Но кому это нужно? Зрителю? Вряд ли. Если это настоящий зритель, ему важно только то, что чувствует он сам. Художнику? Меньше всего. Если он настоящий художник, он сам для себя все уже определил, а в том, что еще не понял, попытается разобраться самостоятельно.

Как это делает Алексей Паршков, в контексте истории своей земли, своего народа, истории, самого себя.

Ольга Бурякова, искусствовед, член Общероссийской общественной организации историков искусства и художественных критиков (АИС)